pantsu_squad (pantsu_squad) wrote,
pantsu_squad
pantsu_squad

Category:

Контроловое.

Продолжаю постновогодний парад долгов. И вторая на очереди - Control.



Игра, которую благодаря жадным гондонам самаритянам искренне поддерживающим небольшие игровые студии пришлось ждать на целый год дольше.
С другой стороны - за этот год я успел ознакомиться с всевозможными обзорами от всех кого только можно. В общем-то, на этом все могло и закончиться. Каждый из нас живет в своем информационном пузыре. Смотрит и читает новости из определенных источников, имеет любимые каналы ютуба и блоги. Общается в соцсетях с приятными себе людьми. И вот в моем этом самом пузыре Control разнесли. Растоптали. Все обзорщики, которых смотрю так или иначе игру посчитали слабой. От осторожного "как-то не очень", вплоть до включения в топ-10 худших игр 2019го. Но сеттинг выглядел настолько завлекательно, что я решил чужим мнением пренебречь, и занырнул обмазываться.

Считаю ли я, что разгромные рецензии были правы, сейчас, после двух прохождений основного сюжета и обоих ДЛЦ? Нет. Мне игра понравилось. И да - все что в них говорилось оказалось по большей части правдой. Со скидкой на экспрессию и сгущение красок, естественно.

[Spoiler (click to open)]

Начну с моментов, которые могут оттолкнуть от игры - как их подавали в интернетах, и как их вижу я.

Бэктрекинг. По миру игры придется бродить туда-сюда много, долго и часто. Постоянно возвращаясь в уже пройденные локации, как для скучных фарм квестов, так и открыв у персонажа новые способности, позволяющие попасть в ранее недоступные области. Игра пронизана различными системами фасттревела и шорткатами но и с их учетом, перемещение по старым местам занимает порядочно времени. Это снижает темп, растягивает хронометраж и было обкидано какашками кажется каждым обзорщиком, которых довелось посмотреть. Считаю ли я это недостатком. Нет. Это концепция игры. Небольшой, но заметный элемент метроидвании. Наоборот, подмечание интересных мест, куда ты пока не можешь попасть, но куда, очевидно, получится залезть чуть позже - интересно и развлекает. Опять же с точки зрения нарратива мне нравилось наблюдать (да и участвовать) в процессе вживания героини в открывшийся ей безумный мир и принятие его. Если в самом начале пробежка по локации  - экспедиция в неизвестное, опасный и рискованный опыт, то ближе к середине Джесси сжившись со своей новой ролью инспектирует отдаленные помещения и отделы на правах хозяйки. :)

Боевка. Коллективным мнением признана скучной и однообразной. Тут я хз. Мне не кажется скучной боевка, в процессе которой можно разнести помещение в которой она проходит крайне эффектными и брутальными способами. Да, я не могу отрицать, что способов взаимодействия с противниками тут по сути два: застрелить и кинуть в него чем-нибудь, но внешней эффектности, комфорта управления персонажем и комбинирования оружия и способностей героини мне хватило на те самые два прохождения, без зевоты и уныния.
На всякий случай раскрою чуть полнее: у героини есть оружие морфирующее в несколько архитипичных для шутеров форм: пистолет, дробовик, ПП, снайперская винтовка, ракетница. У героини есть несколько открываемых в процессе игры сверхспособностей, архитипичных для жанра: левитация, рывок, телекинез, щит из мусора, кратковременный захват контроля над врагом. И оружие и способности прокачиваются в процессе. В теории предполагается, что их нужно комбинировать, получая разные ситуации, разный игровой опыт, и как результат - не скучая. На практике всю игру можно пройти используя только ПП, левитацию и телекинез. Но. Ключевое слово тут - "можно". Да, игра просто не создает ситуации, заставляющие вас равномерно использовать весь арсенал оружия и способностей все время - но ничто и не мешает этого делать. Боевка уныла ровно настолько, насколько делает ее унылой сам играющий.

Многочитать. Я как-то упустил момент, когда в игрожуре богатый лор и обилие текстов стали недостатком, а не достоинством, но 2/3 обзорщиков так или иначе пнули, что игра слишком много не показывает экшоном, а прячет в записках, отчетах, записях и фотографиях. Ну яхз. Мне было интересно всю дорогу, настолько, что было прочитано абсолютно все, что удалось напылесосить по локациям.

Вокруг этих трех "проблем" так или иначе крутятся все претензии к игре, которые мне удалось выделить из общего мнения. В зависимости от важности вопроса для конкретного блогера, плавала и оценка. Лично я добавлю сюда третью проблему, которая лично мне всю дорогу возюкала железом по стеклу.

Образ главной героини. У меня он не складывается во что-то законченое, единое. Возможно в этом виноваты особенности движка, его работы с текстурами и освещением, возможно не очень удачный выбор первоисточника для персонажа, возможно накосячил моделлер, а возможно все так и было задумано, и это корфича, а не баг. :)
Короче: героиня игры, Джесси Фейден, по сюжету будучи 28 лет от роду, обладает голосом и характером подростка (лет восемнадцати, максимум), с непосредственностью, порывами, добротой и незамутненностью, и одновременно внешностью очень крепко побитой жизнью женщины где-то к сорока. Возможно на скриншотах это не особенно заметно, я старался выбирать ракурсы и освещение, но в процессе игры и, особенно, диалогов, это сильно режет глаз.

Нет, ну серьезно, геймдев, как вы это делаете?
Вот это - женщина сильно за тридцать, ветеран нескольких конфликтов, жизнь которой наполнена войной и потерями, погибшая и собранная по кусочку заново. Человек железной воли, отправляющая людей на смерть и сама идущая первой.



А вот это - добрая, наивная девушка 28 лет, ищущая брата. Смелая и честная, но впервые взявшая в руки оружие непосредственно в процессе игры.




Можно вы мне их местами поменяете? А? А?


Ну а теперь, смахнув мусор с крышки, откроем огромный сундук вкусностей. Ради чего же стоит таки играть в Control?

Лор и сеттинг. Восхитительный сплав атмоферы всех книг, игр и сериалов про правительственные конторы взаимодействующие со сверхъестественным. В Control есть вообще все, что можно придумать на эту тему. Более того, оно тут подается одновременно серьезно, иронично и постмодернистски. Иногда даже сложно сходу понять всерьез вам что-то тулят в конкретный момент, или это уже пасхалка. :)
Федерально Бюро Контроля это умопомрачительный сплав Героики Первопроходцев, Самопожертвования ради Страны, Извращенного Бюрократизма, Паранойи, Искреннего Познания и Научного Сумашествия. И игрока и героиню шатает туда-сюда от восхищения до ненависти к организции, в которую оба так с разгона вляпались. И если личное отношение у каждого, конечно, сложится свое, то Джесси, как-то по-моему слишком уж поспешно, искренне и всем сердцем отдается делу Бюро. Хотя первые часы еще делает вид, что все это против воли и ради брата.

Мистика, НЛО, заговоры, артефакты, Астральный Мир - тут есть все. Протоколы допросов свидетелей невероятных событий, отчеты агентов вернувшихся из экспедиции в другие миры, лежащий вне времени и пространства Обычный Американский Мотель, сокрытие истины от обывателя, и радиостанция специально выдающая в эфир эту истину под видом безумных баек. Борьба с преступниками знающими о существовании всего этого и цинично использующих сверхъестественное в своих интересах. Control это и Люди в Черном, где Джесси гоняется за артефактом в тоннелях метро, шутя и балагуря, и Секретные Материалы, где истина открывается слой за слоем, пугая и интригуя одновременно. И даже иногда что-то совсем суровое и серьезное, когда, например, героиня повторяет путь потерянных и забытых сотрудников Бюро, умирающих от голода посреди чужого мира.

Исследование мира. Действие игры происходит внутри "Старейшего Дома" - безразмерного, безграничного, непознаваемого обьекта, на момент игры внешне принявшего форму циклопического бетонного небоскреба.



Однажды войдя в его двери, Джесси останется внутри на протяжении всей игры. Эта неизведанная, постоянно меняющаяся сущность, терпящая внутри себя людей и других обитателей. Бюро способно существовать только в границах областей зафиксированного особым ритуалом пространства. Рассылая поисковые группы вглубь Старейшего Дома и колонизируя по мере необходимости новые помещения. Мир игры - ода Брутализму. Видевшие второй Дивижн или Вашингтон вживую, будут как дома :)
Бетон, углы, масштабность, еще бетон, еще масштабность. Иногда последняя разгоняется до каких-то прямо вархаммеровских гротесков, с уходящими в бесконечность потолками, механизмами высотой с десятиэтажку и трубами диаметром в дом.
За границами же обжитого пространства - дичь. Закрученная реальность, мешанина помещений, сдвинутые стены и потолки поменявшиеся местами с полом. Области пересечений с другими мирами и астралом. И все это можно посмотреть, потрогать, облазать от и до, и восхититься (либо нет).

Графон. Предыдущий пункт был бы не так эффектен, если бы не движок. Игра очень красива. В игре великолепные эффекты. Отличный концепт, воплощенный на отличном техническом уровне. Дым, отражения, освещение, частицы. И разрушаемость. Всего и вся, кроме стен, да и то немношко отколупать можно. Да, это не фростбайт и не Бэд Компани 2, но каждый бой разносит помещение в котором случился просто в щепки. Очень эффектно. Отдельно отмечу работу постановщика. Ракурсы, свет, движение камеры. Иногда одного этого достаточно для откладывания стопки кирпичей.

Звук и музыка. Местный саундтрек меня впечатлил не так, как в Hades, но тем не менее он тоже хорош. Амбиент атмосферный, звуки сочные. Музыка соответствует происходящему. Но. В игре есть буквально жемчужины:



И шедевры безумия. Я понимаю, что не зная, кто этот дядька отжигающий на экране, вы не почувствуете и половину задуманных эмоций, но в игре это было уморительно :)



Дальше будут картинки, десятки их. Буквально - сколько ЖЖ даст в себя запихнуть.


Джесси впервые переступает порог Старейшего Дома.



Кто-то в Бюро очень любит тему Фронтира. Подобных картин вы встретите десятки. Впрочем, можно понять - само Бюро во многом этот фронтир и есть.


Стремительный карьерный скачок - из посетителей в Директоры Бюро.


Астральный мир


Старейший дом подстраивается. После того как Джесси стала Директором, все портреты в коридорах и офисах сами собой обновились.



Убежище. Такие расположены по всему Бюро, однако с актуальной проблемой не помогли.


Попытка изгнания.


Помещение с нефункционирующими стабилизаторами. Все поехало к херам.


Один из предметов Силы. Телефон Прямой Связи. Позволяет связываться с Советом. Ну и слышать мертвых, как без этого.


Еще один предмет Силы - Музыкальный автомат. По сути это фарм машина, выпускающая Джесси в астрал побегать понабивать модов на оружие и опыта. Чудовищно заунывная штука, нирикамендую.


Предшественники.


Страшная ебака в кафетерии.




Трубы пневмосвязи.


Реактор питающий помещения Бюро.




Типичные для Ремеди криповые ролики по телевизору. По лору - детище профессора, который не очень разбирается в психологии, и вот этот кринж задумывал, как обучающее видео :)


Еще Вархаммервских масштабов.




Типичный интерьер Бюро


Детализация и внимание к мелочам - потрясающие.


Масштабная модель одной из областей Астрала.


Лаборатория изучения Удачи.


чОрный камень - универсальное средство изоляции Сверхъестественного.


И карьер по его добыче.


Рейнджер Бюро. Внутри Старейшего Дома плохо работают современные технические средства. Поэтому вот:


Зона содержания артефактов.



Просто ракурс.


Карта в оперативном центре.




Палаточный лагерь экспедиции вглубь Старейшего Дома.


Кхм. Разбушевашийся артефакт.


Прям вот совсем в разнос пошел.


Прям аще.


Обычная картина, ничего удивительного - пространство ебанулось.


Один из запечатанных артефактов.


Джесси успокаивает цветы-в-кадке светской беседой. Потому что обязанность Директора - чтобы в Бюро Все Было Хорошо.




Лаборатория изучения глобальных ебздецов.


Кто-то немного заработался.


А у кого-то перекур.


Самодельный Фиксатор Реальности хитрожопого уборщика свалившего в отпуск :)


МОРИЯ!


Упс.


Маленький личный ад Джесси.




Финал.







Костюм директора старит Джесси еще сильнее, чем обычно -____-"


Жуткая Ебака Ужаса.


Да-да, это тоже они устроили.


Вот этот костюм получше будет.


Итого. Игра шикарная. Единственное, что лично меня в ней по-настоящему бесит - скомканный невнятный финал, в котором игроку быстро-быстро в лоб рассказывают всю суть истории, внезапно забив на интригу и недомолвки. Очень топорно.  Искупают его только два приличных ДЛЦ, и то только если вы в них полезете играть уже закрыв основной сюжет.
Tags: pc gaming, игрообзор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments