В общем этот псто - продолжение линейки стартовавшей с https://pantsu-squad.livejournal.com/218111.html и https://pantsu-squad.livejournal.com/220999.html
Стримы-для-одного-зрителя переехали с предкомпьютерного кресла на диван. :)

Скриншоты дальше по тексту надерганы из интернетов, своих, понятно, не делалось - плойка-с.
И перед тем как вывалить гору нытья и старческого брюзжания - уже традиционный дисклеймер. Мне хотелось бы написать, что я люблю Сайлент Хиллы как игровую серию, как это было с Резидентами, но сделать так - серьезно покривить душой. В первую часть я не играл вообще. Плейстейшна на момент ее выхода и пика популярности у меня не было, а заморачиваться с эмуляторами было всегда лень.
Вторую часть - обожаю. Даже считаю лучшим сурвайвл хорором, за весь свой геймерский опыт. Играл и переигрывал с десяток раз. Идеальная атмосфера, отличные персонажи, хороший на тот момент геймплей. Потрясающая музыка и великолепная история. Хороший графон, причем модели персонажий были вообще лучшим, что на тот момент показывали в играх. Повторюсь, но второй СХ я очень люблю, и вспоминаю всегда с теплотой и ностальгией.
Третья часть была, пожалуй, неплохой. Но как-то так сложилось, что купил я ее одновременно со второй, и вот на ее фоне... Эх. Мне понравилась Хизер. Мне очень, вот прям очень-очень понравился саундрек, а несколько песен из тройки в компании с Рум оф энджел крутятся в моем плейлисте до сих пор. Но вот история... Во-первых, напомню, я не играл в первую часть и большинство персонажей поэтому были "бляхтоэта", а повороты сюжета - "ээээ? О чем тут?" А во-вторых, и это даже важнее - сюжет тройки сильно уступал второй части. И никак не мотивировал играть в себя еще раз, после одного прохождения. Движок же и в целом геймплей были совершенно аналогичны, так что отбегав тройку один раз я ее немедленно забыл и вернулся в СХ2.
Комната продолжила тенденцию. Отличная музыка, интересные персонажи. Сам концепт с постепенно сползающей в потусторонее комнатой - межмиссионным хабом был классным. Со всеми этими поисками что еще испортилось, подглядыванием за соседкой и атмосферой безумия и изолированности от нормального мира. Но вот все остальное... во-первых монстры. Не считая буквально пары боссов, монстры в игре смотрелись убого. Да-да, понимаю, это вполне объяснимо по сюжету, и не все герои игр обязаны иметь настолько ебанутое подсознание как у Джеймса Сандерленда, но монстры в четверке были настолько жалки концептуально, что рушили нахер всю атмосферу. Отдельно бесили неубиваемые призраки. Геймплей тоже был уже такое себе, но самое обидное - история. Вот совсем не зацепила. Настолько, что Комната стала первым СХ, который я не прошел.
Дальше был Homecoming. Ну то есть как был - не было его. В этой игре я провел минут сорок, удалил и никогда не жалел и не вспоминал. В СХХ мне не понравилось вообще ничего.
В другие части, сборники и приквелы, не считая невзлетевшую в итоге демку от Корзины Гелия, не играл вообще. Итого, возвращаясь к началу разговора - фанат ли я игровой серии Сайлент Хилл? Получается - нет. Только второй ее части.
Поэтому играть в Даунпур я садился с серьезным скепсисом. Тем более Мар рассказала, что на момент выхода игроки и пресса приняли ее более чем сдержанно, а проще говоря растоптали.
где-то тут начинаются подземные тоннели - шорткаты через город

Для простоты изложения структурирую свои впечатления от игры по самым важным элементам: история, дизайн, музыка, геймплей.
История. В целом, она неплоха. Даунпур продолжает линию именно второй части - туманный город здесь тот же персональный ад для героя, наказывающий его за прошлое. И это очень-очень здорово, по крайней мере с моей точки зрения - Алесса/культ, все эти вот замуты имхо всегда были гораздо проще и скучнее.
Однако в Даунпуре концепция персонажа принципиально отличается от двойки. Там мы получали человека с вполне определенным, фиксированным прошлым, и наблюдали как он меняется в окружающем безумии. Да, действия игрока влияли на концовки и иллюстрировали внутренний рост или деградацию героя, но стартовые условия были неизменны. Решил ли Джеймс искупить вину или нет, полюбил ли он Марию или нет, примирился ли с собой или решил утопиться - то что произошло до приезда в Сайлент Хилл оставалось свершившимся фактом, даже если некоторые вещи о прошлом Джеймса игрок еще не знал.
В Даунпуре же в начале игры прошлое персонажа в целом ряде ключевых моментов не определено. Действия игрока влияют не на развитие характера Мёрфи, а на его поведение до провала в туманный город. Более того, поскольку у меня всю дорогу за плечом сидела рыжая совесть, и не давала творить разное со всякими, к финалу игры оказалось, что в нашем варианте реальности Мёрфи вообще не делал тех вещей, на которые игра всю дорогу толсто намекала. И что окружающий ад - вообще не его, а совсем другого человека, а Пенделтон в него попал каким-то совсем уж противоестественным образом, именно этим вот другим человеком и затянутый. Да, герой не ангел, и один разрывающий душу скелет в шкафу у него все равно есть, но с ним Мёрфи разбирается где-то к середине игры, а дальше страдает только потому, что хозяин окружающего безумия свято уверен в виновности Пендлтона.
Сам по себе такой поворот - норм. Мне даже понравилось, но все-таки это немного не то. Досмотрев финальный ролик подумал, что интереснее было бы играть за того кто все, собственно, и устроил. Но, к сожалению, эту историю можно узнать только в одноименном игре комиксе.
Сильно снижают впечатление от происходящего персонажи. Не считая Мёрфи, гнусного надзирателя, и более-менее интересной, но слишком редко встречающейся девушки-полицейской, все они очень серые, незапоминающиеся, и исчезают из повествования внезапно и навсегда. Никаких сравнений с Марией или Анджелой.
Совершенно типичный диалог Мёрфи с девушкой-полицейской выглядит именно так. Всю игру.


Но в целом, история интересная, иногда интригует, и была основным мотиватором играть дальше. Концентрация атмосферы и шизы, безусловно, ниже, чем в двойке, но сказать, что это вот прям совсем не Сайлент Хилл я не могу. Пойдет.

Дизайн. А вот тут - полный провал. Если сам по себе город в своей туманной ипостаси довольно неплох, то адский сайлент хилл и монстры - унылое, невыразительное нечто. В отличии от второй и третьей части, тут темная сторона города не является извращенной копией стороны туманной. Этот концепт полностью отброшен. В Даунпуре ебала с пространством начинает твориться не по некоемому сигналу, а в момент встречи героя с обстоятельствами глубоко травмировавшими его в прошлом. Обычно с водой или паром. При этом пространство не изменяется на глазах, истлевая и гния, а просто исчезает и сменяется нагромождением коридоров, платформ и лабиринтов. Откуда-то из подпространства вылезает огромное алое очко и начинает гонять героя туда-сюда. Никакого исследования и открытия новых маршрутов, никакой боевки, никаких монстров, кроме тушек на стенах. Герой бегает минут десять от воспаленного алого нечта, потом его попускает. Что-то в подробностях в окружающем мире рассмотреть обычно не удается, но оно того и не стоит.


Монстры в игре никакие. Ни следа офигенной шизофрении второй-третьей части. Но тут, конечно, можно отмазаться тем, что Мёрфи - простой как угол стола парень с бандитским прошлым, из нормальной патриархальной семьи, и в его голове не совокупляются друг с другом две бесформенные кучи плоти с ногами, под присмотром НЁХ с ростовым мечом. У него в голове орет на него соседка-бомжиха, лезут с заточками улыбчивые гопники и дает о себе знать какая-то детская травма связанная с размалеванными манекенами.


В целом в имхо очень важном вопросе внешнего дизайна игра слаба и далека от идеального сайлентхилла моей мечты.
Музыка. Второй гвоздь в крышку гроба. Тут не просто нет Ямаоки, тут нет даже попыток в Ямаоку. Тут нет амбиента. Нет звуков от которых откладываешь кирпичи, даже когда на экране ничего не происходит. Музыка представлена буквально парой мелодий на радио. Они неплохи, но не особенно атмосферны и их реально пара. Ужасно. Просто ужасно. В этом вопросе игра вообще не Сайлент Хилл.
Геймплей. Классический крепкий сурвайвл хоррор старой школы. Типичное управление, инвентарь, боевка, паззлы. Не считая недавних резидентов я в такое не играл уже несколько лет, и воспринял скорее положительно. Отдельно понравились эти самые паззлы, встречаются интересные, неочевидные и даже иногда сложные. Вполне неплохо сделан эксплоринг доступной игроку части города. В общий концепт добавили сайд квесты, и это тоже, скорее, плюс - некоторые из них вполне ничего так. Годная идея - периодически идущий дождь (у Мёрфи все проблемы от воды) в который дичают монстры, и игроку резонно прятаться от него в домах, где обычно и находятся сайд квесты. Под городом лежит система тоннелей-шорткатов, но ее еще нужно открыть и освоить. Боевка в основном рукопашная, огнестрела исчезающе мало, а патронов к нему и того меньше. Более-менее щедрой в этом вопросе игра становится в последней трети, но там уже не особенно и надо. В целом - хорошо. Играть, именно как процесс, было интересно, местами с челленджем. Единственным ярким минусом тут остается суматошная беготня по лабиринтам от алого очка в темном мире. С местным управлением и камерой это дискомфортно, плюс выбивает из размеренного саспенсного ритма исследования города.


Возвращаясь же к общей оценке... Даунпур - не худший сурвайвл хоррор, в который я играл. Да что там - он даже не худший Сайлент Хилл. О знакомстве не жалею, некоторое удовольствие получил. Но можно было сделать гораздо-гораздо лучше. И это грустно. :)