Так и с Пасфайндером. Оценив количество комментариев к предыдущему псто в духе "колебался, но прочел этот отзыв и решил купить", я несколько удивился, и решил показать и другую сторону медали. В интернетах ПФ подвергается серьезной критике. Причем практически по всем фронтам. Диалоги, инвентарь, боевка, система элаймента, настройки сложности.





Кому-то, например мне, могут казаться странными претензии типа "в этом вашем пасфайндере вариантов ответа больше чем да/нет/сарказм - игра говно мамонта". Но, не могу отрицать, адекватных и серьезных вопросов к игре тоже хватает. Вот, например, один из обзоров в Стим:
[Spoiler (click to open)]
Я вообще изначально не хотел писать плохой обзор на эту игру...но в шапке описания дословно написано "насладитесь классическим игровым процессом" - и это наглая ложь, разработчики похоже никогда не играли в PF или D&D, либо у них нет друзей.
Цитата
Когда я встретил противника с 20 AC - я немного напрягся, но молчал, ведь посидев 90% боя на паузе я таки смог его отодолеть
Когда я встретил противника с 25 AC - я был сильно удивлен от такой встречи, но молчал, т.к. кое-как но смог его затащить
Когда я встретил противника с 35 AC - мне уже стало совсем грустно, но я молчал, т.к. все в жизни бывает и просто первый раз нечестно загрузился
Но потом я стал встречать противников с 44 AC...
Все очень плохо с точки зрения дизайна игры:
- Игра превращается в сейвскрамминг начиная с "нормального" и даже "легкого" уровня сложности. Основная проблема в том, что вся сложность задается просто раздутыми характеристиками, раздутыми настолько, что спасать будет только если противник будет выкидывать 1, а ты будешь выкидывать 20. Я внимательно изучал статистику встреченных монстров, но она никак не соответсвует ванильной. Это не страшно, но разработчики похоже не смогли осилить гайд для DM как билдить монстров и что такое Challenge Rate. Как Вам монстры с dex=26? А dex=34? И со всем этим можно познакомиться на первых 3х уровнях игры. Вместто кобольдов вас будут ожидать супер-кобольды - кобольдсике божества разрушений и страданий во плоти, вместо волков - Фенриры, вместо бандитов - банда Конанов варваров. При этом награда (в XP и голде и шмотках) будет значительно меньше их CR и потраченных усилий. Или Висп, у которого все статы вдвое больше чем в PnP, а встретить его можно аш на 2-ом уровне (при этом даже ванильный - это челлендж для 6-го уровня), и награда за него что-то около 100+XP да дешевый камушек? В общем у ряда вражин статистика завышена, так как буд-то это приключение для пати 15+ уровня - но почему-то для этой игры абсолютная норма помещать мобомов с CR 6..19 в локацию куда попадают игроки первых 4-ых уровней, замечу что нормального способа сбежать из боя тут разработчки не преудсмотрели. Так что иногда нгра начинает напоминать save-load-BDSM...и за все это будет очень-очень сомнительная награда
- В тоже время будут встречаться абсолютно дохлые вражины, при этом похоже что всю игру подряд. Т.е. наблюдаются дикие броски сложности как по сюжету, так и в случайных встречах бросать - 50% боев будет абсолютно детскими, а в 50% познакомитесь с богоподобными вражинами. Адекватных боев где надо попотеть, подумать и получить адекватную награду на нормальном уровне сложности я не встретил - либо очень легко, либо сплошная удача. Интересный факт, но на форуме очень много старнных пользователей с 0-ым уровнем Стима и закрытой статистикой, которые танкуют что у них все хорошо на последнем уровне сложности, а остальным просто надо снизить сложность...хм, у меня выбрана нормальная сложность, бандиты которые в начале игры одной атакой выбивают 15 hp удар за удараом и по ним постоянно промахиваешься, т.к. у них ловкость больше 20, так еще и 4 кости хитов вызывает у меня фрустрацию
- Забавное наблюдение, но не смотря на то что в игре раздуты характеристики персонажей, нет просто и честного способа это снизить за счет тактики - в игре нет фланкирования, бандиты лежащие на земле будут иметь такой же безумный AC как если бы и стояли. Удивлены? Я тоже. Вероятно разрабы просто фанаты Русской Рулетки, как предпологают на форуме
- ИИ - дела обстоят даже хуже чем в PoE, его здесь просто нет: сопартийцы умеют только агриться тем оружием какое у них в руках + 1 автозаклинание, которое они будут спамить постоянно (или постоянно проваливать его, об этом далее). Полноценного ИИ, какое было в NWN 1 и богатого мастера настройки шаблонов поведения, которое было в NWN 2 - здесь нет. Формировать очередь атаки и заклинаний как можно во всех этих PoE, NWN и т.п. - здесь тоже нельзя. В общем под реалтайм игра нифига не тянет, такое можно былдо делать только в турн-бейзед, здесь же готовтесь жать пробел каждые 6 секунд и запаситесь запасной клавишей
- Провал заклианий считается явно неправильно - это однозначно баг, т.к. в процессе игры некоторые сопартийцы разучиваются (не сразу) кастовать вообще - 100% провалов при любой броне. На форуме советуют ручками редактировать сейвы...
-Баги. Их много. Периодами игра крашиться или радует всевозможными графическими артефактами. Патчи исправляют старые ошибки и вносят новые еще круче! Например, после 2-го патча пропала возможность нанимать сопартийцев. Еще патчи ломают сейвы, так что сейчас точно не лучшее время для игры, если не хотите бесплатно поработать QA для команды собравшей почти 1 млн долларов на кикстартере...
- Корейский нечестный рэндом - он везде, просто везде: проблема не только в том, что приходиться молиться богу Рэндома, когда встречаешься с очередным богоподобным мобом или то что при любой броне начинаются сплошные провалы заклианий, такие же проблемы возникают когда доходишь наконец до строительства королевства - снова то пусто, то густо - как начнет завалить одним нехорошим случайным событием за другим. Так еще походу это и забаговано - например события нашествия троллей продолжаются случайным образом выпадать даже после убийства короля троллей и в итоге заканчиваются гибелью королевства. Естесвтенно на форуме тоже много аналогичных жалоб и все советуют снизить уровень сложности и поставить развитие королевства на "Авто"...т.е. играть без развития королевства
- Сайд-стори всех сопартийецв поражает - всех выгнали из родных земель за косяки - я♥♥♥♥♥♥это баг или фича
- Очень много моментов где игроку нужно научиться телепатии и догадаться что от него хотели разработчики. Т.е. да, именно так - играйте в угадайку и сейв-лоад, пока не догадайтесь что же таки задумал тут гейм-дизайнер. С подсказками и с вариативностью тут явные проблемы, и в тоже время...
- ...в тоже время какой же русский разработчик не хочет сделать свою хардкорную песочницу? В итоге не по Сеньке шапка вышла - вот что можно сказать об игре. Вообще D&D и PF предпологают модульные компании, где игроки постепенно проходят одну компанию за другой постепенно прокачиваясь, а сложность постепенно растет от модуля к модуля (и так был построен, например, NWN). Здесь же решили натянуть сову на глобус - т.е. строителсьтво королевства и случайные блуждания по карте. В итоге ни CRPG, ни песочница у разработчиков не получилась - и то и то реализовано плохо. Да и вообще как-то странно с самого начала выглядит завязка сюжета - толпу каких-то непонятных ноунеймов 1-го левела, которые даже оленя завалить (проверенный факт!) не могут позвали побороться за баронский титул и свое королевство. Я все понимаю, но в контексте игры это выглядит...эээ...немного стремно. Как королевско-строительный аддон для оригинальной игры и с импортом персов 15-20 левела от предыдущей игры - это смотрелось бы норм, тут же меня посещают сомнения в дееспособности Владыки Мечей...
- Бестиарий в энциклопедии кстати абсолютно бесполезен - если в Ведьмаке в бестиарии всегда пишется про сильные и слабые стороны вновь открытой вражины, то тут энциклопедия - сплошная графомания и вода, даже хуже моего обзора. Ценной информации от туда не узнаешь. Поэтому приходиться лазать на d20pfsrd.com и ♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥ обнаруживать, что тут один♥♥♥♥♥♥♥♥половина вражин с совершенно другими характеристиками, которые разработчики взяли с потолка...
При этом я бы не сказал что игра уж совсем плоха, тут есть много интересных моментов с моральным выбором, иногда попадаются интересные персонажи, есть спившееся эльфийка следопыт, и в целом история закручена вполне ничего так (я так понимаю тут надо благодарить Криса Авалона, а не основную группу разработчиков). Но пока это куча забагованных, никак не связанных фич...
В общем игру я крайне не советую - баги и сомнительный игровой дизайн, взял бы рефанд, да часов у меня наигранно куда больше 2 уже.♥♥♥♥♥♥ может через пол года игру доведут до нужного уровня
****************************************
Некоторое из описанного в спойлере - чистая правда. С некоторым лично я не согласен. Но оспорить аргументированно, конечно, не могу - в процессе игры мне было глубоко насрать, какой там АС у мобов и сколько у них ловкости, божечки, я даже не знаю где это смотреть, нубас. Играл и играл, и без этих знаний норм было. Однако таких обзоров, а так же сообщений на тематических и не очень форумах - дофига. Итого, есть мой субъективный опыт, против такого же субъективного опыта других людей. Баш на баш. Если мы не знакомы настолько, что вы можете уверенно оценить свое примерное отношение к игре по моим словам, и все еще решаете стоит ли брать Пасфайндер, убедительно рекомендую изучить альтернативные источники информации. Если вам игра не понравится - мне ни разу не будет стыдно за написанное в предыдущем псто, отношение к игре у меня именно такое как там указано, но определенный дискомфорт от того, что подтолкнул человека к неокупившимся эмоционально тратам будет присутствовать :)