pantsu_squad (pantsu_squad) wrote,
pantsu_squad
pantsu_squad

Category:

Флешпойнтное.

Наконец-то закончился бондюэль, жизнь медленно и со скрипом переползает обратно из авралапиздеца на обычные рельсы, и я снова могу вечерами и по выходным аутировать в компьютер и жежешечку, а не только в работу. За прошедшие месяцы накопился вагон вещей, о которых хотелось бы сюда написать, в основном старперски-игровых. Начну в порядке древности :)

В последние две недели заметки об этой игре дважды попадались мне в ленте, плюс видео в подписках ютуба. С чем это связано, честно, хз - вроде бы не юбилей, но заряд ностальгии вышел мощнейший.

Operation Flashpoint: Cold War Crysis




С этой игрой у меня связано настолько много всего, что при попытке решить, с чего же начать натурально разбегаются глаза...  Наверное начну с общей концепции, просто на всякий случай - после того раза с "хотситом" предпочитаю перестраховываться.

Флешпойнт - представитель популярного в конце 90х - начале 2000х жанра "комбатсим". Эти годы, пожалуй, можно вообще назвать золотым временем таких игр, но OFP ярко выделялся на общем фоне. Невиданные масштабы игрового мира - да, уже были воксельные просторы Дельты, но местные острова были обширнее, логичней, выглядели как нормальная глубинка, а не нагромождение степей и гор. В этот мир легко верилось. Возможность управлять техникой, которой было вполне прилично видов. Действия почти всегда в составе подразделения, от отделения до роты (буквально в паре сценариев, но все-таки). Возможность командования этим самым отделением. И крайне  важная часть - отличная, интересная, напряженная сюжетная кампания.

В роли обычного рядового американской армии (а так же чуть менее обычного танкиста, летчика и совсем не обычного спецназовца) игрок проходил сквозь конфликт между США и немного поехавшим советским генералом. Такого построения процесса и сюжета в жанре ни до, ни после никогда не видел - с первых заданий и до самого конца игра была пронизана тревожной атмосферой мира зависшего на краю ядерной войны, в котором игроку отведена роль самого мелкого винтика. Все работало на нее - разговоры солдат, дневники и письма главных героев, рутинные задачи вроде патруля или обустройства лагеря. К сожалению, ни один из наследников ОФП, будь это высеры Codemasters или АРМА 1-2-3, не смогли или даже не пытались повторить этот аспект прародителя.

OFP жахнул мне по башке совершенно убийственным образом. Это одна из игр, которыя я именно любил. С первого пиратского диска, купленного на одинцовском рынке, через буковские издания и до стимовских версий, сколько бы не прошло времени, на моем компьютере всегда стоял флешпойнт, как стоит он и сейчас, в своей последней итерации.

[Spoiler (click to open)]


К моему огромному сожалению, именно в этом варианте полноценно погрузиться в атмосферу игры уже не получится. Да, я пытался :)
В какой-то момент перепиливания под современные ОС Богемия пролюбила часть скриптов, а другую сломала. В первых же десяти миссиях я насмотрелся на уезжающие без людей грузовики, застревающие в поле отряды пехоты, неприлетающие вертолеты и еще множество веселых историй.

Кроме шикарного сингла, у OFP был отличный редактор миссий, и поддержка модов. Ууууууу, чего только не пилили из него. В 2001м у меня не было дома интернета (в военных городках с этим тогда вообще были проблемы. Первого провайдера тайком протянувшего к нашему кварталу сетку, году так в 2002м, кажется, вообще посадили :)  ), но про сайт flashpoint.ru я знал, и постоянно тек слюной на его контент. Пришлось стать отличником по информатике в учебке, чтобы сдавать все лабы и контрольные первым или вообще автоматом, и все оставшееся до конца занятий время тянуть кампании, миссии и модели техники из архивов сайта. Божечки, звучит как-то бредово-анимешно, но так и было :)

К игре было два крупных аддона (тогда они именно так назывались) - про плохих русских, из которых один хороший, и про партизан. И если первый был просто еще одним набором миссий, в которых отличную атмосферу оригинала проебали и заменили на "ВАЩА ЗАДАЧЬЯ РАССТРЕЛЬЯТЬ СИТИЗЕН КОМРАД", то второй притащил кучу нового контента, включая новый остров, с кое-где встречающейся многоэтажной застройкой, и пистолеты.



Геймплейно все это безобразие выглядело как шутер в открытом мире, с переключением первое/третье лицо, весьма специфичной динамикой и еще более специфичной стрельбой. По первости глаза и руки кровоточили, но втянувшись, сбежать уже было невозможно. А еще в первых версиях было ровно одно сохранение на миссию. от чего процесс выглядел иногда крайне угарно, особенно если у противника были танки, а единственного гранатометчика в отделении уже выбило.

Ну и немного кулсторей, засевших в памяти с 2001го :):

- В процессе одного из заданий, командование внезапно объявляет полную эвакуацию всех наличных сил с Эверона. Отделение ГГ при этом находится в грузовике, который в свою очередь находится посреди острова, достаточно далеко от дружественных сил. Лейтенант заворачивает машину к ближайшей точке эвакуации, но в первом же городе автомобиль вылетает на наступающую колонну русских. Отделение в спешке выгружается и пытается принять бой, но уже меньше чем через минуту все кончено - врагов слишком много, у них бронетехника. Выжившие успевают укрыться в лесу. Дальше начинается одна из самых атмосферных миссий игры - выбраться к точке эвакуации, по контролируемой русскими территории. Кругом патрули, цепи пехоты прочесывают леса, на перекрестках посты и БМП, а в небе кружат вертолеты. И в этих условиях (напоминаю, сейвов нет) нужно просочиться километра на три по полям и лесам, и выйти к месту подбора. Звучит уже достаточно драматично, но счастье было бы не полным, если бы управляемый мной рядовой Рукисила подбегая к опушке леса не получил пулю в ногу. Тут нужно сказать пару слов про систему повреждений первого OFP. Если вы в нем не умерли с первого попадания в себя любимого - вам очень повезло - либо пуля попала в бронежилет, либо задела конечность, либо была на излете или мелкого калибра. Умирают в этой игре очень быстро, причем как игрок, так и противники. Итак, мой персонаж получил пулю в ногу, упал на пузо, заполз под елку, и вот тут я осознал, что те самые три километра мне предстоит провести лежа - вставать на ноги раненый персонаж отказывался напрочь. Блеееее. Два с половиной часа реального времени я полз к этой сраной точке. Седея над каждым шумом, и откладывая кирпичи от любого движения. Несколько месяцев спустя, совершенно случайно,  узнал, что в игре можно ускорять время в 4е раза... Но, откровенно говоря, несмотря на бугурт от осознания насколько было бы проще, мысль что "зато это, суко, было атмосферно" присутствовала.



- Взвод включающий отделение ГГ должен уничтожить батарею ПВО в каком-то мелком городишке. Бой складывается крайне неудачно для американцев, и в какой-то момент рядовой Рукисила остается единственным выжившим, причем оборона русских продавлена едва до окраины города. Сэйвов нет, и терять прогресс последних сорока минут мне очень жалко. Эмпирическим путем, с картой в руках, я прихожу к выводу, что Шилки должно быть видно с одного из недалеких холмов. Потратив еще минут десять на разведку понимаю, что да, видно, но до них больше семиста метров. Дальше со всех трупов, как американцев, так и русских, собираются все неиспользованные гранатометы, стаскиваются на вершину, и путем проб и ошибок, с использованием прицельной сетки (а баллистика во флешпойнте была отличная, и все прицелы по-настоящему работали), навесиком, на эти самые  семьсот метров, Шилки взрываются пусками с холма. Доволен был как слон.

- Очень сложная миссия с погоней за колонной советских "СКАДов", оказалась элементарной, после того как ГГ с отрядом случайно наткнулись на брошенной ВПП на два ми-24, залезли внутрь, взлетели и раздолбали колонну с воздуха.

- Не помню точно деталей задания, но нужно было заехать в какую-то полевую ремонтно-заправочную базу. Опять же, не помню, где и как я раздобыл танк, но ехал я точно на танке. По пути встретились три автомобильных колонны русских, по которым я натурально проехался поверх, давя и тараня грузовики. Вторая часть задания - вернуться обратно. Не отказал себе в удовольствии еще раз проехаться по всем трем колоннам :)

- Один из первых опытов мультиплеера. Отделение загрузилось в вертолет, командир сел пилотом. В процессе довольно долгого полета в десантном отсеке завязался разговор. Спустя 15 лет я уже не помню о чем именно болтали, помню что было громко и весело. Командира сказавшего "Десантируемся" никто, естественно, не услышал. Вертолет с восемью громко ржущими дураками врезается в землю и взрывается :)

- У разработчиков было весьма специфическое представление о возможностях советской техники. В какой-то из миссий "Ред Хаммера" колонна русских во время скриптовой поездки от города к городу застряла на подъеме - компьютерный водила не мог заставить БМП взять микроскопический уклон :)
Позже эта идея развилась в полноценную поребрикофобию в третьей АРМЕ:

Впрочем, 2014й доказал, что именно в данном случае все исторически корректно.

- Где-то в середине игры рядовому Рукисила выдают лейтенантские погоны. И бинокль. Это был просто праздник какой-то, отпала необходимость каждый раз ждать когда в бою убьют командира, и тырить бинокль с его тела. Без бинокля же увидеть что-то дальше ста метров было крайне сложно, а оптика на оружии в отделении отсутствовала как класс - напоминаю, в игре шел 1985 год.

К огромному моему разачарованию, наследники OFP были слишком другими, чтобы я их полюбил хоть близко к тому как это было с самим Флешпойнтом. Первая АРМА хоть и была для своего времени весьма красивой, но обладала жутко лагучим движком, и совершенно пресным одиночным режимом. Вторая арма была еще красивее, но запомнилась не собой или своими аддонами, а как материальная база для Дейза. Третья же отлично зашла как кооператив, соло там я пробовал буквально несколько заданий - не понравился общий футуризм, не стал продолжать.
Tags: arma, pc gaming
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments